Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Курсовая работа на тему: Теоретический базис. Понятия авторское чало и индивидуальный стиль. Их место в публицистических

Купить за 350 руб.
Страниц
19
Размер файла
17.35 КБ
Просмотров
12
Покупок
0
Данной курсовой работы актуальна, так как показывает, сколько важен правильный выбор лексических средств, производящих ибольший эффект читателя. Изучение приемов и способов выражения авторского я

Введение

Тема данной курсовой работы актуальна, так как показывает, насколько важен правильный выбор лексических средств, производящих наибольший эффект на читателя. Изучение приемов и способов выражения авторского "я" поможет в будущем применять их на практике. Тема не нова, многие авторы посвятили ей книги и статьи, но все эти источники дают лишь общее теоретическое представление. Данная работа исследует средства выражения авторского "я" на примере одного публициста, что иллюстрирует возможности применения научных знаний на практике.

Объектом исследования являются тексты публикаций данного автора, предметом - способы выражения личности на лексическом уровне, используемые в современной публицистике.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить, каким образом автор включает в свой текст средства выражения собственной позиции и какого эффекта достигает.

Для реализации данной цели необходимо было выполнить несколько задач:

изучить литературу по заданной теме;

установить теоретические основы выражения авторского "я";

проанализировать материалы выбранного автора на предмет исследования

выявить основные тенденции в использовании лексических выразительных средств данным автором.

Исследования материалов проводилось с помощью методов лексического и сравнительного анализов.

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части реферативно изложены правила и принципы использования лексических средств для выражения личностного начала, приведены теоретические положения и обоснования использования этих средств из научных трудов языковедов. Данная часть работы опирается на труды известных филологов и лингвистов. Теоретическую основу данной работы составили труды российских исследователей в области стилистики русского языка (И. Б. Голуб, М. М. Бахтин), особенностей газетной лексики и русского языка в СМИ (Г. Я. Солганик, Л. Г. Кайда, С. И. Сметанина, В. И. Коньков).

Во второй части представлены результаты применения выразительных средств на лексическом уровне языка на примере анализа произведений одного автора, в данной курсовой работе - Дмитрия Губина, колумниста еженедельника "Огонёк".

Выбор материала обусловлен тем, что журнал "Огонёк" является одним из старейших российских периодических изданий, выходит без перерыва более ста лет. По данным TNS Gallup Media, в 2010-м году он был признан самым читаемым общественно-политическим журналом в стране. Такое звание требует от журналистов серьезной работы. По материалам Дмитрия Губина можно судить о его профессионализме. В каждом номере "Огонька" автор высказывает свое мнение о произошедших событиях и делится личными наблюдениями. При этом он чувствует особенности русского языка и грамотно их использует при выражении личной позиции. Через призму собственных впечатлений он выражает мнение общественности по разным вопросам. Его материалы интересны, актуальны и не шаблонны. Хронологические рамки исследования: декабрь 2010 года - апрель 2011 года.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС

1.1 Понятия "авторское начало" и "индивидуальный стиль". Их место в публицистических материалах

Публицистика - открытое обращение автора к читателю с целью донести до него актуальную социальную информацию. Создатель текста в той или иной мере выражает оценку события или явления и в скрытой или явной форме выражает свое отношению к данному феномену. Используя различные языковые средства и приемы, публицист добивается поставленных целей. Его позиция и становится стилеобразующим компонентом текста. Задача публициста состоит в том, чтобы создать такой текст, прочтение которого сформирует у аудитории позицию, соответствующую авторской.

Лишь тот писатель, который полностью овладел стилем, может выражать свою позицию и авторское "я" так, чтобы аудитория адекватно усвоила его послания.

Степень выраженности авторского начала может варьироваться от текста к тексту. В. И. Коньков отмечает, что эту степень не стоит связывать с преобладанием информационной или воздействующей функций. В СМИ одинаково распространены тексты и с выраженным, и с невыраженным авторским началом. "В значительной степени то, что в текстах представлены компоненты субъективации, определяется содержанием текста (т.е. теми компонентами картины мира, которые представлены в тексте) и концепцией издания, которая диктует набор и использование экспрессивных средств", - пишет В. И. Коньков. Автор разделяет понятия "индивидуальный стиль" и "авторское начало". Под последним понимаются "все те компоненты текста, которые свидетельствуют о наличии в нем субъекта описания, повествования или рассуждения". Авторское начало - это все средства субъективации изложении, существующие в языковой системе. По мнению Конькова, использование приемов экспрессии, контактоустанавливающих средств, оценочной лексики достаточно для проявления авторского "я" в тексте. Об индивидуальном стиле можно говорить в том случае, если все средства выражения личностного начала представляют собой систему, узнаваемую стилевую концепцию.

В газетно-публицистическом стиле необходимо рассматривать такие понятия, как точность словоупотребления, стилистическое употребление синонимов, антонимом, омонимов, архаизмов, историзмов и неологизмов, заимствованных слов и церковно-славянизмов, диалектизмов, терминов, жаргона и арго, профессионализмов, фразеологических оборотов и экспрессивно-окрашенных слов. При помощи данных речевых единиц, при их правильном использовании и умелом сочетании друг с другом, автор выражает свою оценку, что является одной из важнейших характеристик публицистического текста. Из всех функциональных стилей именно публицистический наиболее открыт для тропов. Как и в художественной речи, слово в нем выполняет эстетическую функцию, однако здесь метафоризация призвана "довести до массового читателя в специфических условиях газетного процесса объективную и всестороннюю информацию".

Образность публицистических произведений основывается на использовании различных тропов - эпитетов, сравнений, олицетворений. Также часто встречаются такие фигуры, как риторический вопрос, антитеза, метонимия и антономазия. Повышает эмоциональную нагруженность текста актуализация проблемы.

Поэтому данному стилю присущ открытый характер лексической системы. Он "обусловливает эволюцию развития лексики и интенсивное взаимодействие её с общелитературной лексикой". "Открытость" публицистической речи позволяет непосредственно выражать авторское "я".

Л. Г. Кайда говорит о тенденции к "публицистическому самовыражению автора". Он старается завлечь аудиторию яркой стилистической выразительность своего "я". Г. Я. Солганик отмечает подвижность публицистического стиля в плане соотношения индивидуального, творческого и стандартного. Данный функциональный стиль предполагает широкое использование нетрадиционных средств, роль индивидуального в тексте очень велика.

Рассмотрим лексические средства выражения авторского "я" в публицистическом стиле подробнее.

.2 Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала

Лексика публицистического стиля всегда точная, краткая, но при этом выразительная. Она должна быть понятна и интересна читателям любого уровня образования. "Работа над стилем произведения - это, прежде всего, работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи", - пишет И. Б. Голуб.

По мнению Г. Я. Солганика, общественно-политическая лексика является "основой газетного словаря, терминологией газеты". Она составляет значительную долю в лексике газеты и передает важность понятий, выраженных этими словами.

Многие нейтральные слова в журналистском тексте могут приобрести оттенки экспрессии. Оценочная (эмоционально-оценочная) лексика разнообразна. Она оказывает особенно сильное влияние на аудиторию, выражая отношение к социальным явлениям и событиям, их оценку. Номинативная функция слов осложняется отношением говорящего к называемому явлению. Эта особенность эмоционально-оценочной лексики обусловлена "наложением" экспрессивной окраски на лексическое значение слова, но при этом не слияние с ним. Включение эмоционально-оценочной лексики в текст зависит от особенностей индивидуально-авторской манеры изложения.

К данному разряду газетной лексики можно отнести как слова, выражающие оценку и вне контекста, так и стилистически нейтральные, показывающие отношения в некоторых ситуациях. Слова, называющие предметы и явления одной области жизни, применительно к другой уже выражают оценку. Важную роль играют слова, наделенные ироническим оттенком. Часто он проявляется в словах книжной окраски, историзмах, архаизмах, применяемых к современной эпохе. Ироническая окраска является сильнейшим средством выражения авторского "я". Однако на сегодняшний день в большинстве общественно-политических и глянцевых изданий присутствует ироничный тон изложения, из-за чего читатель почти не имеет возможности отличать материалы одного автора от материалов другого. Этот тон можно отнести к внеиндивидуальным стилевым явлениям. Для создания комического эффекта используются различные лексические разряды: высокая лексика, просторечные слова, устаревшие и книжные формы и другие. Нередко в публицистике нарушение лексической сочетаемости используется в качестве стилистического приема. В текстах СМИ границы лексической сочетаемости расширены. Этот прием является средством создания комического звучания речи в юмористическом контексте.

Особое место занимает лексика ограниченного употребления. Профессионализмы в публицистических текстах часто играют роль терминов. Правильное их использование делает текст выразительным и интересным. Они разграничивают близкие понятия, предстающие перед неспециалистом под одним общим названием. Благодаря этому специальная лексика, принадлежащая к узкой сфере употребления, помогает авторам точно и лаконично выразить свою мысль. Жаргонизмы включают в текст с целью передать атмосферу, показать характер героев, их положение в обществе или род занятий. Но часто они используются в публицистических материалах и для создания эффекта сатиры. Ироническую окраску тексту добавляют заимствованные слова. Некоторые из них получили в русском языке особую экспрессивную окраску, в результате чего они звучат шутливо.

С. И. Сметанина говорит о приеме "остранения". Автор необычным образом моделирует реальность, снимает с него стереотипы и добавляет странные смыслы. На уровне лексики это выражается чередованием изобразительных фрагментов, которые выстраиваются по непривычной аналогии и передаются нестандартными словосочетаниями. Также здесь присутствует интерстилевое тонирование: ориентация на книжность сопровождается ориентацией на разговорность. Остранение создается и с помощью гиперболизации реальности. Это приводит к комическому эффекту.

Таким образом, автор может показать свое пренебрежительное отношение, включая в стилистически нейтральный текст историзмы или жаргонизмы и придавая ему тем самым иронический оттенок. Или наоборот употребление разговорной лексики создает атмосферу теплую и домашнюю, что говорит о благосклонности автора к данной теме.

Средством выражения авторского начала выступает также активное использование фразеологии. И. Б. Голуб отмечает стилистический эффект, создаваемый пародийным употреблением книжных фразеологизмов с иностилевыми лексико-фразеологическими средствами. "Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст", - пишет исследователь. Употребление фразеологизмов помогает избежать обилия в тексте языковых штампов, обогащает речь и вводит в нее образность. Использование стилистически сниженной фразеологии и смешение стилей приводит к созданию комического эффекта. Для достижения поставленной цели писатели и публицисты нередко восстанавливают первоначальное значение слов, входящих во фразеологизмы, обновляя их семантику.

Тропы и фигуры речи, включенные в текст, делают его образным и интересным. Использование метафор позволяет создать яркий ассоциативный образ. С их помощью выражается оценка. Такие тропы как олицетворение, антономазия, сравнение активно используются в современных газетных текстах. Работа с синонимами показывает отношение автора к изображаемому, отражает его творческую позицию. Он включает в свое произведение синонимический ряд с целью уточнения, разъяснения, замещения каких-либо понятий или предметов. Антонимы являются лексическим средством выражения антитезы. В контрастах происходит цельное восприятие действительности. Выбор лексем, имеющих противоположное значение, отражает авторское отношение. В последнее время наблюдается тенденция к широкому использованию омонимов и многозначных слов. Они служат источником экспрессии, при этом автору не нужно прибегать к приемам метафоризации, что очень удобно, например, в информационных жанрах.

Таким образом, в газетно-публицистическом стиле представлены различные пласты лексики. Журналист вправе выбирать любые языковые средства для достижения нужного эффекта и выражения собственного мнения. Рассмотрим на примере текстов Дмитрия Губина, какие средства выражения авторского "я" используются в современной публицистике.

Оглавление

- Введение

- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС .1 Понятия авторское начало и индивидуальный стиль. Их место в публицистических материалах

- Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА В МАТЕРИАЛАХ ДМИТРИЯ ГУБИНА

- Заключение

- Библиография

- Список использованных источников

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов относительно употребления лексических средств выражения авторского начала и основных приемов, с помощью которых достигается эффект авторского присутствия. В ходе решения поставленных ранее задач были достигнуты следующие результаты. Была изучена литература по данной теме, подготовлена теоретическая база для выполнения анализа лексических средств выражения авторского начала. Среди различных приемов и средств были выделены основные, которыми чаще всего пользуются современные публицисты. Это стилистическое использование синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, лексики ограниченного употребления. Был проведен анализ материалов за период с декабря 2010 года по апрель 2011 года. Выявлены основные тенденции в использовании выразительных лексических средств, которые заключаются в широком применении лексики ограниченного употребления, фразеологии, а также средств художественной выразительности, таких как метафоры, сравнения и антитеза. Так в своих текстах Дмитрий Губин сочетает разностилевые лексемы (например, в одном предложении употребляется нейтральная и стилистически сниженная лексика: "корчить рожи" в контексте с "полоской заката"). В результате анализа были выявлены основные приемы, которыми пользуется автор для выражения оценки или отношения. К таким приемам относятся ирония и прямое обращение к читателю. Часто эти приемы сочетаются и дополняют друг друга. В примере, рассмотренном во второй главе ("Тем более что вы к гаишникам относитесь как? - правильно, если только сами не гаишник. То есть вы заранее на моей стороне, хотя понятия не имеете, нарушал я или нет и какие именно правила"), можно выделить саркастическое значение. При этом вопросно-ответная форма говорит нам о попытке автора вступить в диалог с читателем.

Таким образом, можно сказать о владении Дмитрия Губина лексическими средствами выражения личностного начала на высоком уровне. Автор использует их с определенными целями и достигает нужного результата.

публицистический лексика авторский стиль

Список литературы

. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.

. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2008.

. Кайда Л. Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики. Сборник статей / Под ред Г. Я. Солганика. М., 2007.

. Русская речь в средствах массовой информации. Стилистический аспект. Под ред. Конькова В.И. СПбГУ, 2007.

. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб., 2002.

. Солганик Г. Я. Лексика газеты (Функциональный аспект). М., 1981.

. Солганик Г. Я. Общие особенности языка газеты. М., 1980.

. Солганик Г. Я. Стилистика текста. Учебное пособие. М., 2002.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
19
Размер файла
17.35 КБ
Просмотров
149
Покупок
0
Теоретический базис. Понятия авторское чало и индивидуальный стиль. Их место в публицистических
Купить за 350 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram